3-й день Камераты: отзывы на спектакль «ДОК.TOR»
Третий день фестиваля «Камерата 2023» открывали северяне. Участником впервые стал Норильский Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского. Зрители увидели спектакль «DOC.ТОР». Спектакль поставлен в технике verbatim.
Режиссер – Тимур Файрузов.
В основе пьесы рассказы вполне реального доктора, до сих пор работающего в астраханской районной больнице. Там и переживания по поводу первой самостоятельной операции, и душераздирающие бытовые и профессиональные подробности работы хирурга: порой без наркоза, без соответствующего инструмента и обученного в достаточной степени медперсонала, даже без света… Спасение пациентов сочетается с борьбой за собственное выживание, отчего и вырабатывается защитная реакция – специфический «черный» юмор, пристрастье к алкоголю и…
Спектакль Норильцев впечатляет своей честностью, искренностью, способность открыто обсуждать существующие проблемы и недостатки, реальное состояние отечественной медицины «в глубинке», это особенно актуально сегодня, когда, по мнению официальных СМИ «у нас все самое лучшее».
Спектакль однозначно рекомендую к просмотру всем.
Александр ПРОДЧЕНКО, участник Школы театральных блогеров
ДОК. ТОР
Национальный Заполярный театр драмы имени Владимира Маяковского
У тебя грит. Че грит то?
Ну хоть поспали.
Мы это всё уже видели — вот что думаешь в первые 5 минут спектакля.
Очень гладкий ровный, без динамики, жилы рвут от начала и до конца, мельтишат, кричат. Неоправданно ходят туда сюда постоянно. Непонятное что-то делают. С актерами можно было поработать например.
Что вы от меня, как от зрителя хотите? Вы не мне ответьте, вы себе этот вопрос задайте. Если постановщик себе этот вопрос не задает и не отвечает на него сам себе, то это самодрочество и самолюбование, если говорить культурно. Я я я, как заря и всё в таком духе. Всё это от начала и до конца звенящая пошлость. Простите, но это один из худших спектаклей на моей памяти.
В конце думаешь это театр мертвый, это не современно, это нужно закрывать.
Спектакль идет на 14 минут дольше заявленного.
Дарья ЖИВЫХ, участник школы театральных блогеров
Спектакль — вербатим, основанный на рассказах вполне реального доктора, до сих пор работающего в астраханской больнице.
Было все… Моменты открытия закулисья, когда рассказывали жизненные, бытовые истории хирурга или же первая операция. Патовые ситуации, когда нет нужного профессионального инструмента… Наркоза.
Ну, а вообще, я — человек чувствительный, возможно даже слишком, и очень быстро погружаюсь в «предлагаемые обстоятельства». Слушать все эти истории было довольно жутко. Это вербатим.. Он основан на реальных историях человека.. Это жутко… Момент, когда к доктору попал пациент с раком горла, безнадежный… И неудавшаяся операция из-за задетой артерии… И то, как этот врач приходит домой, а на одежде у него осталась кровь. Ну это все-таки артерия… Крови было много.. Что чувствует человек, у которого на операционном столе умер человек? — » У меня было ощущение, что я перерезал ему горло..»
Боже, как больно это слушать.. Весь спектакль сжималось сердце, да потому что это про Человека! Не могу я быть равнодушной к таким вещам, всегда трогают чужие истории и рассказы о переживаниях в тот или иной отрезок жизни. Потому что мне интересны Люди, их судьбы и чувства. Люблю слушать личные истории, в них много жизни, а жизнь всегда гениальна.
Ммм, не совсем понятно, зачем переходы от одной «истории» к другой были под «Калинку малинку». Почему именно так? Переходы через пляску. Чтобы пойти в противовес? Истории жёсткие.. А показали их в некой юморной форме, чтобы, наверное, не превратить это все «кровавое месиво». Но как по мне немного несуразно получилось, и я терялась в моменты переходов.
Но в целом, впечатление спектакль оставил..
Я лично очень прониклась словами и в какие-то моменты думала: «А что бы чувствовала я?»
— » Имеет ли врач право вмешательства в чужую судьбу? Способен ли оказать посильную помощь Богу в оздоровлении Человека? »
Сабрина ИДИБЕКОВА, участник школы театральных блогеров
Быть Человеком
Норильский Заполярный театр драмы им. В. Маяковского с натуралистическими подробностями и анатомической точностью рассказывает реальную историю практикующего астраханского врача. «ДОК. ТОР»
Вербатим с подробностями физиологического очерка, запахом медицинского спирта, рентгенографическими снимками на стенах и каталкой, на которой и пьют, и режут, и играют в карты.
Шесть записок — страшных историй врача-хирурга, отправленного после интернатуры по распределению в маленький городок неподалеку от Чернобыля, объединены главным героем, актёрами, переходящими из одной роли в другую, и темой нашей безнадёжной медицины.
Господи, как же всё темно, гадко и страшно у нас! Нет медикаментов, даже простых инструментов, нужного персонала… Акушерка в резиновых перчатках и огромном фартуке, как у мясника, какой-то средневековый способ мытья рук в нашатырном спирте, трясущиеся машины скорой помощи, люди-вещи и ветошки, которые становятся кладбищами хирургов (у каждого хирурга свое кладбище — бывшие пациенты).
Когда на столе оказывается тракторист с передавленными ногами, а хирург ищет пилу и необходимые инструменты, когда во время операции отключают свет и врач в полутьме оперирует язву, между приступами тошноты я думаю о том, что этот спектакль непременно нужно посмотреть всему министерству здравоохранения. А ещё на заседании министров, среди изящных стульев с позолотой, лоска костюмов и белоснежных хрустящих рубашек вот так встряхнуть потрёпанный медицинский халат, разложить тракториста или тридцатилетнего парня с язвой, мужа женщины-анестезиолога. Покрутить колесо каталки, чтобы выло сиреной, как в душе воет врач, когда не знает, как помочь задыхающемуся старику с опухолью в горле…
Есть театр предмета, а здесь был театр вещи. Изумительно играла фуфайка, её полы открывались надрезом брюшной полости, зажимы, держащиеся за красные тряпочки, невесомые чёрные штаны, которые можно легко подмять и скомкать, изображая ногу, смотрящую на Арзамас.
А красная юбка испуганной роженицы… —это же кричащий образ того, что как бог положит, так и вывезет.
Вот только бог положил некоторым быть такими врачами, как герой-хирург, болеть и сражаться за каждого человека, который попал на операционный стол и думать, что сделать для него, даже невозможного…
Это не тот спектакль, про который можно судить категорией понравился-не понравился.
Это спектакль-боль, и герой — герой. Каждый день в жизни герой.
— Всё оттуда — от бога! — говорит один из врачей. Значит, быть Человеком — это тоже от бога… А людей в нелюдей превращает жизнь или они сами ими становятся?..
Юлия БИРЮКОВА, участник Школы театральных блогеров
Черный юмор в больнице
На Камерате я посмотрела необычный спектакль с использованием чёрного юмора «ДОК.ТОР». Сразу скажу, что спектакль смешной, очень смешной, это тот случай, когда смех сквозь слёзы. Вроде кажется, что неприлично смеяться, сдерживаешься, но ещё одна фраза актёра, как последняя капля — и смех. Не скажу, что это выдающийся, мудрый или гениальный спектакль, но после него хочется жить.
Прекрасно в спектакле подобрана песня. Причём это единственная песня, которая повторяется в самых ужасных, самых критических ситуациях, о которых обычно говорят «полная ж…». Песня «Калинка» под гармошку максимально русская, родная, когда весёлость через край, потому что рыдать охота. Говорят, что во время войны был случай, что в больнице закончился наркоз, а нужно ампутировать ногу, тогда боец попросил поставить песню «Валенки». Тот случай, когда песня и строить, и жить помогает.
Гармошка — русский народный инструмент, можно сказать — душа народа. Все события спектакля сопровождались мелодиями гармошки: настороженность, страх, радость и т.д. И этот инструмент располагает зрителя на доверительный лад, тем более врач работает то в одной глубинке, то в другой. Спектакль не про платные шикарные больницы, не про большие муниципальные больничные комплексы. Все события в спектакле происходят в маленьких поселковых или районных больницах с недостаточным финансированием. Об этой проблеме отдельно рассказывают в спектакле.
А что же главное? А главное — люди. Человеческое участие, желание помочь, несмотря на то, что у каждого хирурга своё кладбище.
Мало профессий, в которых требуется не только опыт, но и призвание. Это врач, учитель и актёр. Я была рада увидеть спектакль про хирурга, посмотреть на больницу с другой стороны. В декорациях не было белых больничных стен, сначала меня это удивило. Я пациент со стажем, больше 10 раз лежала в стационарах, 5 операций. А когда металлические пластины перевоплотились в тёмный экран монитора, на котором врач следит за биением сердца во время операций, то всё встало на свои места. Об этом ближе к концу спектакля говорит врач. Хирург экранируется от пациента, он не смотрит пациенту в глаза, сосредоточив своё внимание на ране или разрезе. Поэтому не белые стены, а экран монитора, на котором ниточка жизни не должна прерваться…
Спектакль эмоциональный, много действий и всего три актёра, минимум реквизита, а спектакль смотрится на одном дыхании. Я видела, как зрители вокруг меня вытирают глаза после спектакля. Супер!
Светлана ГОРМИЛОВА, участник Школы театральных блогеров