3-й день Камераты: отзывы на спектакль «Счастливая Шарлотта»
Жизнь – это тоже фокус
Спектакль «Счастливая Шарлотта». Казанский ТЮЗ.
«Отчаиваться — путь слабаков», — так говорила ей мама. А одна из спасительниц научила ее еще одной мудрости: «Никогда не плачь. Ничего в мире не стоит твоих слёз». А однажды она, потеряв Пьера, Ла Гулю и Георгия, не имея родины и паспорта, но осознав свободу, поняла, что можно не жить, но смотреть на море нужно непременно…
Шарлотта была гувернанткой Ани в доме Любовь Андреевны. Была у Чехова в том белоснежном саде… А в моноспектакле стала счастливой Шарлоттой (Елена Калаганова). Фокус сюжета дорисовывает обстоятельства жизни героини, которых нет в пьесе Чехова; монтирует в ее судьбу встречи с историческими личностями и узнавания знаменитых людей. И получается магия и фокус жизни, вместившей всю историю от начала двадцатого века до современности.
Пройдя жизненный путь с остановками в пунктах от чудо-девочки, умеющей летать, до Шарлотты и Шарлатанки, от Шарлотты Ивановны до мадам Волшебницы, героиня обретает счастье, пьет его из бокала под музыку своей старенькой шарманки и перелистывает книгу своей жизни с картинками.
Казанский театр юного зрителя и спектакль «Счастливая Шарлотта» (режиссер Радион Букаев) приблизил зрителей к истине.
Приблизил так же стремительно, как Шарлотта появилась на свет у своих родителей, опережая их планы. Приблизил так же изящно и красиво, как Эйфелева башня, против которой оказался Никола Тесла и его новое электричество. Приблизил чудесно, как фокусы, которыми научила Шарлотту жизнь и люди, встретившиеся на ее пути. Фокусник- иллюзионист, художник , танцовщица… случайные встречные, Старомодный с челочкой и усиками, человек с родимым пятном, мальчик перед запотевшим окном черного поезда, два малыша с кудряшками-стружкой, от которых осталась пуговица в виде звезды…
Она была немкой во Франции, француженкой в Германии, цыганкой в школе, гувернанткой в русском доме, еврейкой, когда не смогла спасти детей. Она стала фокусницей, играющей с жизнью, потому что, только играя, можно жить; только идя, можно дойти. И чтобы сад жизни не превратился в ад с топорами… не превратился в дым — нужно жить.
Жить жизнь — это тоже своего рода фокус, который нужно освоить и научиться любить.
Чтобы замечать бабочек даже после того, как они садились на живот, а ребенок так и не появился; даже после того, как пуговица оказывается еврейской звездой; даже после того, как били прикладом… Чтобы рассеялся дым и стало видно море, которое целует солнце.
Фокусы не всегда бывают веселыми.
— Я, наверное, где-то умереть забыла! — восклицает Шарлотта. И огонек жизни продолжает светиться в ее руке. (ред.)
Юлия БИРЮКОВА, участник школы театральных блогеров
Казанский Государственный ТЮЗ, спектакль «Счастливая Шарлотта»
Я много слышала, что спектакли проходят не только в театрах, а так же в барах, кафе и других непривычных местах. Сегодня мне посчастливилось стать не только зрителем, но и полноценным участником увлекательного действия. Показ искромётного спектакля «Счастливая Шарлотта» состоялся в баре «Baccara».
В нём рассказывается увлекательная жизнь одной очаровательной женщины. Судьба не баловала её. И несмотря на все тяготы, Шарлотта оставалась бодра духом, даже в самые страшные времена. Эта невероятная дама повстречала довольно много известных персон, живших в двадцатом веке.
Зрители то задорно смеялись, то затихали, погружаясь в раздумья. В ходе рассказа о своей жизни Шарлотта показывала фокусы и вовлекала присутствующих в своё повествование. В одном из эпизодов мне доверили шарманку и поручили извлечь из неё мелодию, характерную для данной части истории, где Шарлотта Ивановна рассказывала о Георгие, в которого была влюблена в определённый период времени.
«Не плачь, никто не достоин твоих слёз,» – раз за разом повторяла Шарлотта, встречая на своём путь трудности, как говорила её матушка. За свою жизнь она успела побывать во Франции, Англии, Германии и России. Она пережила события 1917 и 1941 годов. А ее родители были современниками Николы Теслы. Так гласит услышанная мной история.
Стоило мне услышать мелодию канкана и сразу захотелось броситься в пляс. Еле смогла усидеть на месте. Было интересно принимать участие в интерактиве, предназначенном для зрителей.
А как приятно встретить любимых актёров вне сцены театра. Очаровательная Марина Гез как всегда была на высоте! Именно она открывала сегодня спектакль Казанского театра.
Анна ШЛЮНД, участник школы театральных блогеров
«Счастливая Шарлотта» или судьба чеховского Фореста Гампа
В самом разгаре XVI международный фестиваль-конкурс драматических театров «Камерата». В этом году он проходит с 10 по 15 октября на разнообразных и необычных площадках Челябинска и Копейска. Третий день завершился спектаклем казанского Театра юного зрителя «Счастливая Шарлотта».
Представление прошло на необычной сцене, точнее в зале караоке-бара «Baccara». Неординарным был и перфоманс с элементами фокусов и интерактива со зрителями. Поставил его режиссёр Радион Букаев, художником была Надежда Иванова, а главную (и единственную) роль блистательно исполнила заслуженная артистка республики Татарстан Елена Калаганова. Ну а одним из гостей была её коллега – актриса челябинского Камерного театра и телеведущая Марина Гез.
В основе моноспектакля-фокуса – биография забавной гувернантки Шарлотты из комедии Чехова «Вишнёвый сад». Действие спектакля происходит уже после продажи вишнёвого сада, но охватывает всю биографию главной героини – от рождения в год Всемирной выставки в Париже 1889 года, на которой была представлена знаменитая Эйфелева башня, и до начала XXI века.
Ещё перед началом посетителям предлагалось заглянуть с фотоальбомом главной героини Шарлотты. Даже беглое знакомство с ним говорило о невероятно насыщенной жизни, на протяжении которой она встречалась с различными выдающимися (и не очень) людьми XX века – от художника-постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лортека, фокусника Гарри Гудини и цесаревича Алексея Николаевича до Юрия Гагарина и Михаила Горбачёва.
В рассказе этой бойкой и неунывающей француженки, как в зеркале отражались все знаковые события прошедшего столетия – массовое увлечение европейцев магией и спиритизмом, катастрофа «Титаника», две мировые войны и полёт человека в космос. И Шарлотту бросало среди этих эпохальных событий как Фореста Гампа. Она даже воспринимала эти события также иронично и стойко – вот она работает в Moulin Rouge, но изгоняется ревнивой хозяйкой и становится натурщицей, то мечтает уехать в Америку, но попадет в революционную Россию и нацистскую Германию…
Но как бы ей не было тяжело, Шарлотта всегда помнила слова любимой матушки: «Никогда не плачь, моя девочка. Ничего в мире не стоит твоих слёз». С тех пор она живёт, следуя этому девизу, идя по жизни с гордо поднятой головой и с бутылкой любимого вина, бокал которого она поднимет за людей XXI столетия.
Спасибо Школе театральных блогеров за возможность пережить эти неповторимые моменты и возможность прогуляться по волнам памяти одной из известных француженок.
Оксана МУХАМЕТНУРОВА, участник Школы театральных блогеров
Третий день «Камераты 2023» завершился в баре «Baccara».
Спектакль Казанского Театра юного зрителя «Счастливая Шарлотта».
Жанр – фокус в одном действии.
Драматург – Ирина Васьковская.
Режиссер — Радион Букаев.
Художник – Надежда Иванова.
В роли Шарлотты заслуженная артистка республики Татарстан Елена Калаганова.
Спектакль рассказывает об удивительной и непростой жизни забавной гувернантки Шарлотты из комедии Чехова «Вишневый сад». Действие спектакль-фокуса «Счастливая Шарлотта» происходит после продажи вишневого сада.
К просмотру рекомендую.
Александр ПРОДЧЕНКО, участник Школы театральных блогеров
Друзья, всем привет! Камерата 2023 набирает обороты. И вот очередной день приобщения к прекрасному — спектакль «Счастливая Шарлотта» представил нам Казанский ТЮЗ на сцене бара «Baccara».
В роли Шарлотты Ивановны прекрасная Елена Калаганова. Темпераментно и азартно ворвалась Шарлотта в наши души с повествованием о любви, дружбе, падениях и взлётах, одиночестве, и конечно о счастье.
Героиня всю жизнь мечтала быть счастливой и стала ей!
Форма иммерсивного театра даёт зрителю возможность полностью погрузиться в игру актёра и участвовать в ней: «Потрите-потрите ручками, а теперь снимите верхнюю карту. Смотрите — снова Дама…» Музыка также помогает окунуться в нужное время и место. Так хотелось покрутить ручку шарманки!
Ещё один день, прожитый не зря.
Наталья РАЙТЕР, участник Школы театральных блогеров