5-й день Камераты: отзывы на спектакль «Куб»
Двадцатый век, уголь, вербатим, шахтеры — части конструкции спектакля о КУБе, Кузбасском Угольном Бассейне. Драматург и режиссер — Дмитрий Огородников.
Вербатим — документальный спектакль, полностью состоящий из реальных монологов или диалогов, которые перепроизносят актеры. В случае этого спектакля было проведено большое исследование архивов историко-краеведческого музея г. Губахи — отчеты, фотографии из личных альбомов, записи реальных разговоров рабочих, жителей поселка.
История КУБа начинается в 1917 году и разворачивается перед зрителем вплоть до закрытия шахт в 90е годы в связи с нерентабельностью. Уголь и шахтеры проживают постреволюционное время, 30е годы, годы Великой Отечественной войны, время больших строек, полет Гагарина в космос, Олимпиаду 80х, перестройку. Семьдесят лет активного освоения угледобычи, максимального заглубления шахт почти в километр, семьдесят лет жизни людей, для которых КУБ был, во многом, сутью жизни, ее центром, мерилом. В шахтах проходила большая часть жизни шахтеров и их семей, все легенды, истории, шутки обязательно были связаны с углем и шахтой. Шахты образовали вокруг себя мир, проявляя собой людей — их мстительность, альтруизм, самопожертвование.
Визуально спектакль решен лаконично — на сцене 4 стола и схематический куб-шахта. На задник проецируется видеоряд и фотографии. Эмоционально спектакль ровно так же сдержан и лаконичен, персонажи набросаны крупными штрихами, сменяются один за другим, и ни один из них не становится центром. Истории шахт, угля и людей равновесны и все трое ощущаются живыми персонажами, реагирующими на время, события и друг на друга.
Материя вербатима тонкая, иногда тончайшая и ее иногда не так просто уловить, почувствовать ее тонкую художественность, странным образом возникающую из максимально конкретных документальных вещей.
Интересно была выбрана локация для спектакля — ДК Советского периода в г. Копейск на Челябинском угольном бассейне, в прошлом — челябинские копи. У Копейска большая шахтерская история и в большой зал ДК пришли люди, чьи истории, по сути, были рассказаны на сцене. Рядом со мной сидели женщины и за час, который длился спектакль, они не двигаясь смотрели на сцену и иногда комментировали, напоминая друг другу похожие истории из их собственной жизни. Думаю, что, несмотря на незнакомый жанр спектакля, эти женщины были приятно тронуты таким глубоким вниманием к их жизням и жизням их близких.
Саша БЕЛЫХ, участник Школы театральных блогеров