5-й день Камераты: отзывы на спектакль «Под одной крышей»

«Луч света в женском царстве?..»

Три поколения.

Воздушная, вся в искусстве, природе и духовном мире мама, бабушка, фронтовая медсестра и несовершеннолетняя дочь, любящая по-своему этих двоих.
Женское царство, в котором так сложно ужиться. Точнее, даже невыносимо. Каждый знает приколюхи и недостатки друг друга.

Почти весь первый акт дочь хочет сказать, обновостить мать. Зритель догадывается, о чем пойдет речь. Нет, не о дне рождения Любы. И даже не о том, какая погода /Доброе утро, птички, цветы, солнышко и т.д./

На мгновение я будто бы окунулась в свое отрочество. Хотя — кого я обманываю? Я также росла среди женщин, где был абсолютно такой же бабушкин матриархат. Но, благо, жизнь распорядилась по- иному, и беременности в 17 лет у меня не было) — а это именно та новость, которая стала краеугольным камнем спектакля.
И да, моя мама хоть и не построила свою личную жизнь, не хотела стать певицей. Она не писала пьесы и романы, хотя много читала. Да и работа была у нее самая что ни на есть «заурядная».

Конфликт отцов и детей извечен. Люба, которая ещё сама ребенок, но из нее так и брызжет юношеский максимализм — я хочу ребенка, я счастлива, я пойду работать….

Валентина, которая так жаждет пожить для себя, ведь дочь уже в состоянии позаботиться о хлебе насущном, и бабушка, которая трезво мыслит и одна понимает, на чьи плечи это ляжет, не сходи она с внучкой в больницу.

Противостояние неизбежно. Все в шоке вообще от происходящего. Ведь Любе исполнилось всего 17!

Вокальный номер мамы — экспрессивный, шуршащий от блёсткостраз, словно чешуя, и такой же экстравагантный, как воткнутое в волосы перо!

А релакс под мини- аккордеон — это вообще чума! Текст как никогда отображает действительность всей семьи, поэтому и поют все, разудало, немного нервно, оттачивая каждое слово.

Ребенок сорвался, мать сорвалась, бабушка на грани…

Придет ли бытие к единой гармонии?

Не печалуйся, не ной

Каждый болен сам – собой

Каждый трудится как может

Свой ведёт неравный бой

Каждый хрупок и раним

Каждый — Босх Иероним

Со своим сражайся адом

И не лезь во ад к другим…(с)

Кстати, не печалуйся — сочетает, как мне показалось, два слова — этакое объединенное не жалуйся и не печалься…

И лебединое озеро в конце не просто так было/ привет из 91 го…/

А ведь ещё и гости на пороге… А тут такая стыдоба…

Именно старшее поколение всегда даёт отсыл на то, что скажут люди. Не то, как будет тебе и твоим близким, а что подумают другие, ОНИ. И эта зависимость держала тогда и продолжает держать до сих пор…

В этой пьесе все эгоистичны и самолюбивы.

Все хотят независимости и самостоятельности, но сила в том, что они вместе. Женщины не перегрызли друг друга потому, что они сильнее, когда втроём. У них есть определенный, выработанный в течение жизни, только свой уклад, где есть свои песенки, только свои знают, что и когда должен сказать каждый из них…

Взрослые запирают Любу и начинают ходить по тропинкам своих воспоминаний — кто, кого и когда любил. А подросток ломится наружу, он уже сам находится в истерике и не может слушать весь этот пыльный бред. Решают выпустить. Из дверей выходит абсолютно другой человек. И не потому она, якобы, отравилась бабушкиными витаминами, а лишь потому, что слышала весь разговор.

Всё это «пусть рожает» и «останется одна». Все эти прединфарктные состояния, наигранность персонажей друг перед другом и нелепость ситуации — я не хочу умирать, я отравилась, я хотела пошутить и напугать, а вышло по-другому…

Несколько раз герои хотят разъехаться и жить раздельно. В конце уже Валентина открыто курит, выпивает со своей мамой и понимает, что то, чего случилось в ее жизни не неизбежность. Это норма того времени.

И у каждого своя мини- цель: телефон и личная жизнь/мама/, маленький домик и огород /бабушка/, и только Люба никак не может определиться. Лишь в конце она превращается из сделанного утёнка в самостоятельно думающего лебедя, сказав, что пойдет в больницу, окончит школу, уедет в другой город и будет жить одна. Она одна попробует разобраться в своей жизни. Безо всяких зависимостей. Привязанностей. Необходимостей. Старых привычек… Но так ли это будет? Не едино разовый ли это порыв?

Трек «Мы желаем счастья вам» как нельзя кстати.

Рекомендую к семейному просмотру, особенно где есть подростки.

Актерский ансамбль шикарен, команда спектакля классная! Руку мастера, Виктории Мещаниновой, я уже узнаЮ.

Такое светлое, совсем немного печальное закрытие фестиваля «Камерата». Но это повод для новых встреч!)

Ирина КУСАКИНА, участник школы театральных блогеров