2-й день Камераты: отзывы на спектакль «Дервиш»

Второй день фестиваля «Камерата 2023» оказался международным.

Сегодня свои работы представили театральные труппы Татарстана, Санкт-Петербурга и Казахстана.

Первенцем второго дня был Буинский драматический театр, показавший моноспектакль «Дервиш». Режиссер-постановщик Тимур Кулов

Спектакль посвящен биографии и творчеству двух людей — легендарного татарского богослова Нургали Хасанова и самого исполнителя — бывшего преподавателя философии ветеринарного техникума (!), создателя и руководителя народного театра Буинска, народного артиста республики Татарстан Раиля Садриева.

Лично для меня спектакль был интересен с точки зрения особенности менталитета людей азиатско-исламского мировоззрения и вероисповедания.

Спектакль можно рекомендовать зрителю, интересующемуся мусульманской культурой.

Александр ПРОДЧЕНКО, участник Школы театральных блогеров

Буинский государственный драматический театр. Притча

Утро доброе холодное, но вот добегаешь, садишься, и перед тобой человек выходит и — тепло.
Самобытность, открытость, вера. Много веры и еще чуть-чуть. Настолько много, что почти слишком много, но успели остановиться на шаг от этой черты.
Много Человека в спектакле. Самого актера много, его жизни и его веры, и его личного тепла. И этого слезы и благодарность.
Не вылизано, не академично, без нагромождений, не по школе, не по законам, мудрец рассказывает историю, мудрец танцует танец.

Дарья ЖИВЫХ, участник школы театральных блогеров..

Жизнь во времена перемен.

Я люблю моноспектакли. Моноспектакль даётся не каждому актёру, но именно в моноспектакле актёр может наиболее ярко продемонстрировать свой талант. А талант и харизма необходимы, чтобы удерживать внимание публики больше часа с минимальным количеством декораций и реквизита. У Раиля Садриева нет актёрского образования, зато есть актёрский дар.

Он ловко перевоплощался, то в старика из притчи, то в султана, то в Нургали Хасанова, то в путника и обратно в себя. На игру Раиля было приятно смотреть, а то, что он говорил — увлекательно слушать.

Актёр рассказывает о знаках, которые на протяжение жизни, как маяки указывали ему ЕГО путь. И его знаменитый земляк легендарный богослов Нургали Хасанов, прислушавшись к знакам, изменил свою жизнь. Да и у каждого человека в жизни есть знаки, но не каждый их видит. Странник, он же дервиш, пришедший в дом богослова, говорит, что есть всего два пути в жизни: лёгкий и СВОЙ. Люди ждут удачи и вешают над входом в свой дом подкову, она, конечно, может её принести, но только при одном условии. В спектакле об этом расскажут.

В «Дервише» органично переплетаются две судьбы: Нургали Хасанова и самого актёра Раиля Садриева. Причём взяты те моменты, которые изменили их жизни на 180°.

Что значит жить во время перемен? Раиль приводит в пример высказывание Гоголя Н.В.: «За 30 лет в России можно изменить всё, а за 300 лет — ничего». Не нужно строить крепости и замки, перемены их могут разрушить. Сколько цивилизаций погребено под пустыней Сахарой? Нужно строить корабли, им не страшны изменения, они, повинуясь ветру перемен, отнесут вас куда нужно. Человек приходит в эту жизнь без всего и уходит ни с чем. Единственное, что у человека нельзя отнять, это его знания, которые подскажут правильное решение. А знания приходят с опытом, а опыт невозможен без ошибок. Главное продолжать двигаться. Есть мечта? Беги к ней. Не получается бежать? Иди к ней. Не получается идти? Ползи к ней. Не можешь ползти? Ляг и лежи в направлении мечты!

Нургали Хасанов на протяжении своей жизни искал единение с Богом, именно этот вопрос он задаёт султану, когда странные «случайности» их сводят вместе. Бог и человек. не одно и не два отличных понятия, как солнце и лучи, как волны и океан…

Человеку неведомо к счастью или к несчастью происходят в жизни те или иные события, в спектакле есть прекрасная притча об этом. Человек часть целого и только тогда его жизнь ценна, когда он помогает другим.

Спектакль живой, яркий, жизнеутверждающий, в нём множество притч, увлекательных поворотов в повествовании. После его просмотра хочется остановиться и подумать о собственной жизни.

Это чудесный спектакль, который я однозначно рекомендую всем посмотреть. Только на мой взгляд детям в 12 лет он будет не очень понятен. Я бы его советовала зрителям старше 18 лет. Это очень глубокий спектакль о смысле жизни.

Светлана ГОРМИЛОВА, участник школы театральных блогеров