1-й день Камераты: отзывы на спектакль «Над пропастью во ржи»
Вторым сегодня был спектакль Камерного театра г. Екатеринбурга «Над пропастью во ржи». По роману Джерома Д. Сэлинджера. Инсценировка Ирины Васьковской
Режиссёр-постановщик: Дмитрий Зимин
Художник-постановщик Владимир Кравцов
Художник по костюмам Оксана Бакеркина
Саунд-дизайнер Ольга Попова
В роли Холдена Колфилда Артем Упоров
Спектакль о подростковых проблемах показался мне несколько затянутым и скучноватым. Но главный его недостаток в том, что он не про нас. Другая реальность, другой менталитет. Многие из нас учились в частных школах с проживанием и полным пансионом? Впрочем, некоторые недостатки можно простить за антивоенную сцену, так актуальную сегодня.
Данный спектакль, возможно, заинтересует подростков, школьников старших классов.
Александр ПРОДЧЕНКО, участник Школы театральных блогеров
Хороший спектакль, добротный. Красивая сценография. Я вообще люблю такие вещи.. минималистичные, когда на сцене как таковых декораций и реквизита нет, от этого у спектакля появляется объем.
Абсолютно простые геометрические образы — своеобразные линии жизни. Черный подиум на колесах, на котором и происходит все действие (знак скучной карусели земной жизни), вертикальные фонарные столбы, которыми высвечивали людей, словно рентгеном, очень неустойчивая, шаткая лестница вверх, как образ мечты, неба, или же смерти. Мотив ухода от реальности, самокопания и поиска внутреннего света, который прячется в детской чистоте, непосредственности и нежелании взрослеть очень хорошо отображено в художественном мире спектакля.
Хочется отметить, что я не поймала ни разу такого, что меня не держит ничего. Точнее то, что моё внимание где угодно, но только не на сцене, не здесь и сейчас. Наоборот…расстроилась, что спектакль с антрактом, так не хотелось покидать ту атмосферу в которую меня погрузили, так не хотелось выходить из тех чувств, что я испытывала.
Так же, как и в романе, постановка шла от лица главного героя Холдена Колфилда.
Спектакль длился 2 с половиной часа и все это время я жила, мечтала, чувствовала и переживала вместе с ним, а иначе нельзя. Ибо не узнать себя в этом возрасте, когда детство кончается, начинается взрослая жизнь, и несоответствие внутреннего мировоззрения с внешними законами ведет к неизбежному внутреннему конфликту.
Но очень странные ощущения после спектакля. О чем? О подростковом бунте? Как об этом ворчали бабушки во время антракта. Нет. Для меня эта история больше приговор циничному фальшивому и лживому миру «взрослых». С его равнодушием, жестокостью и несправедливостью. Мир, где предательство самого себя — это норма. «И надо всего лишь немного повзрослеть… И все нормализуется, и больше не захочется убежать из этого мира ко всем чертям … И не существует никакой пропасти на краю ржаного поля»… Но пропасть на краю поля существует, и каждый, кто предал своего внутреннего ребёнка, провалился туда.
Просто информация, которая меня нашла «Имя героя — Холден Колфилд, созвучно «hold on a coal field» — «удержаться на выжженных полях». Тогда я не поняла этого.. поняла сейчас.
» Как жить в этом несовершенном мире? Мы несёмся в пропасть? Неужели люди готовы смириться с этим?..
Вообще спектакль настроил меня на внутреннее одиночество и примирение с самой собой. Он требует вдумчивого разговора. Наверное, поэтому закончила я вопросами.
Сабрина ИДИБЕКОВА, участник школы театральных блогеров
Спектакль поставлен в 2022 году. Он пропитан духом Америки, но не глянцевой и прилизанной, которую любили показывать на российском телевидении в 90-е годы. А жестокой и инфантильной, о которой российскому зрителю не любят говорить, но которую отлично освещает не только произведение «Над пропастью во ржи», но «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», «Трамвай «Желание»», «Вверх по лестнице ведущей вниз» и т.д.
Мне очень понравилось музыкальное сопровождение спектакля, которое создавало атмосферу Америки, несмотря на то, что герои разговаривают на русском. В поддержку музыки работали и клише американской одежды.
Скромные декорации быстро трансформировались в различные локации, в которых оказывался подросток, он же главный герой Холден Колфилд. Артём Упоров очень достоверно сыграл колючего подростка с ранимой душой. Декорации работали на усиление, тех качеств, которыми обладал Колфилд. Длинный крутящийся постамент в стиле лофт с острыми углами, чёткими линиями олицетворяли его бунтарский дух и максимализм. Металлическая шатающаяся лестница, уходящая вверх за пределы сцены — неуверенность и нестабильность главного героя. И это не только про очередное исключение из школы, но и про потерянные идеалы, размытые цели. А фонари на гибкой ноге плавностью линий подчёркивали ранимость души Холдена, его романтичность и стремление к лучшей жизни, к счастью.
Первое действие динамичное, наполненное событиями, я его смотрела на одном дыхании. Лицемерие школьников и учителей, жестокость и кровожадность некоторых типов очень узнаваема. Я не смогла сдержать смешок, когда Холден, откровенно издеваясь, разговаривал с матерью агрессивного ученика Эрнеста Морроу. Инфантильная ухоженная дамочка, жеманная и вульгарно-стеснительная, обещающая помолиться за Холдена с деланным кокетством слушала о том, как чудесен её сынок. И поддакивала, что Эрнест скромный и стеснительный мальчик. А в это время её сыночек в школе бил своего одноклассника лицом в стену, жертва убегала, но он догонял и снова бил, пока вся футболка и лицо исчадия ада по имени Эрнест не были перепачканы кровью. Таких лицемерных мамочек, которые якобы не подозревают на что способны их детки, увы, мне приходилось встречать. И эта сцена идеально отображает таких гнилых леди, чьи детки являются угрозой для окружающих. А когда маман, приехав в школу Пэнси, увидела своего сыночка разъярённого и всего в крови, то вместо того, чтобы потерять сознание от неожиданности, она играла роль матери благочестивого ребёночка. Героиня закрывает глаза и убегает со сцены. Выходит, что прекрасно знала, на что способен Эрнест.
В спектакле используется мат, и я считаю, что он оправдан. Есть люди, о которых невозможно вспомнить без мата.
Все персонажи спектакля узнаваемы, правда таких людей я встречала равномерно на протяжении всей жизни, а Холфилду «повезло» всех лицемеров, агрессоров и приспособленцев встретить одновременно.
Второе действие наполнено философскими рассуждениями. В нём почти нет действий, время будто останавливается либо движется тяжело, лениво, в пьяном полузабытьи.
Одиночество главного героя чётче проявляется. Но контраст с первым действием сильнейший. Поэтому сложно было переключиться, ощущение, что летел на всей скорости и резко затормозил. И вот появляется, как свет среди тьмы, силуэт младшей сестры Фиби, наивного ребёнка, которая ещё смотрит на мир широко открытыми глазами. Ей всё ново и интересно. С ней душа брата отдыхает. В спектакле непонятно, что случилось с Холфилдом после встречи с Фиби. Но ясно, что младшая сестра пошла по его стопам. Тот же максимализм, те же вопросы к жизни, то же одиночество, что и у брата. Увы, и та же школа Пэнси, а в ней всё те же ученики с теми же пороками. Замкнутый круг, когда хочешь сохранить в себе настоящего доброго и доверчивого ребёнка, но в этом случае не вписываешься в больное общество.
Спектакль отличный.
Светлана ГОРМИЛОВА, участник школы театральных блогеров.
Если ты ловил кого- то вечером во ржи…
У меня сегодня был полноценный обед из трёх блюд екатеринбургских театров. Итак, на очереди «Над пропастью во ржи» Дмитрия Зимина (Камерный театр Екатеринбурга).
Спектакль, как мне кажется, который сложно перенести на сцену, но режиссёру и драматургу, а особенно актерам это удалось.
Очень по- американски всё сделано. Показана Америка того времени, времени романа. А не слащавая, розовая мечта. Это и чиииииииз с конфетти, и герои- однокашники, которые по очереди намазываются до брызг пахучим кремом, берут друг у друга вещи, подкалывают друг друга, пишут друг другу домашки за деньги…
Кстати, профессор в начале, с гриппом, показался мне немного обрусевшим/ или я давно не видела американских профессоров?
Вообще, в американских школах взрослеют очень медленно. Поэтому подростки лишь рисуются, и хотят казаться взрослыми. Все эти «взрослые свидания», скорее бы 18! А в их случае- 21 …
Сцена в комнате Холдена, когда он собирал вещи, была по-настоящему тинейджерской. Но хохотнули только те, кому за 30.
А Колфилд всеми своими фибрами кричал будто бы: «А я не такой, я не такой, я не такой … Они все такие, они все такие, я не такой»…
И вроде бы — всё, как и должно быть — сочинение за деньги, куртка на поносИть, всё для других, ан нет. Главный герой слишком зашорен в себе. Он лирик — философ. И шут бы с ним, что он завалил 5 предметов из 9, зато сдал английский! Ему неуютно в реальности.
Контрастный момент был в поезде с мамой одного из самых отвязных учеников школы, но Холден уверяет ее в обратном. И опять же — подростку хочется быть круче и казаться старше, оттого он и выдумывает, чтобы та на него запала.
Лирическая тема идёт через весь спектакль. Это и младшая сестрёнка, Фиби, для которой Холден крадёт пластинку у своего приятеля, и брат, который болел лейкемией, но играл в бейсбол и на перчатке записывал строчки из понравившихся стихотворений, и девушка, с которой играли в шашки прошлым летом…
Подросток живёт в своем, порой придуманном мире, и ему там уютно. Действительность ему не нужна. Она его раздражает, она не интересна… Ничто его не радует… Ни встреча с Салли, ни взрослый отдых в отеле, ни даже выпивка. Это все ещё больше выводит его из себя . Он разбрасывается деньгами для бедных, опять же желая показаться крутым и самостоятельным, но не может заплатить за свои взрослые развлечения, оспаривая цену.
Вертящиеся декорации очень точно передают внутреннюю психику героя. Как в самолете- то вверх, то вниз. Только это все по горизонтали. Когда ты ложишься, а тебя крутит как в центрифуге, и вертолеты…
«Дом, разделившийся внутри в себе — не устоит», — так Холдену говорит его учитель английского, к которому он забрел после затянувшейся сцены в баре с Салли.
Конечно же девушка его не понимает, всех этих попыток уйти от себя, сбежать во взрослую, самостоятельную жизнь, работать, объездить мир … Ей хорошо и так, как есть. Она живёт натурально, как все. Как все — сочиняет родителям, как все — хочет казаться взрослой, чтобы ей продали мартини. Кстати, на сцене пьют джин, судя по бокалам и бутылке.
Не менее затянута сцена с двумя посетителями бара, один из которых был на войне… Все в дыму, и Холден в стельку пьян, но пытается их выслушать, по- своему помочь, вникнуть в беседу…
Итог — все оканчивается раздражением.
«Такие дела, брат …. Любовь! Такие дела…
Конец — просто порвал. Диалог с Фиби, младшей сестрой, был кульминацией всего спектакля. Он был настолько проникновенный, что сыграл на полном контрасте с первым актом.
Есть такая профессия — ловить детей над пропастью… мне кажется, я именно этим и хочу заниматься …
А действительно, куда деваются утки?
Ирина КУСАКИНА, участник школы театральных блогеров.
Друзья, всем привет! Ну вот и пришла в наш город долгожданная «Камерата 2023».
Спешу поделиться своими впечатлениями о первом дне фестиваля — просмотре спектакля «Над пропастью во ржи». Браво! Блестящая работа коллектива театра. Спектакль прошёл на одном дыхании. Добрый, незащищённый, любящий и одинокий — таким предстаёт перед зрителем главный герой Холден Колфилд (актёр Артём Упоров). Актёрам очень тонко удалась основная мысль произведения и задумка автора — переживания героя по поводу лжи, лицемерия, эгоизма и равнодушия окружающих его людей, его соучеников по школе и людей, с которыми по воле случая его свела судьба. Тем ценнее наблюдать, что события в его жизни не испортили его «детского», порой весьма наивного восприятия, не подавили его чистого желания охранять и спасать детей, играющих «над пропастью во ржи».
Наталья РАЙТЕР, участник школы театральных блогеров.