4-й день Камераты: отзывы на спектакль «ВИЙ»
Пермский театр «У Моста»
Спектакль «Вий», режиссер: Сергей Федотов
Мистичность во всем. Пятница 13-ого в 00:00 время, когда вся нечисть, что есть в этом мире особенно сильна. Да ещё и ко всему этому спектакль прошёл накануне солнечного затмения и новолуния. Мощь… Просто невероятная мощь исходит от этого спектакля. Очень сильный энергетически. Погружающий. Он внедряется в тебя неведомыми щупальцами, и словно та ведьма, что стоит только взглянуть… Невозможно отвести взгляд. Долго не могла подобрать слово, чтобы описать его… Он даже не столько Погружающий, нет… Он проникающий.., да именно так.. Это когда спектакль в тебе, а не ты в нем. Неплохое такое энергетически заряженное облако собралось над залом… Люди отдали очень много Себя тому, что было на сцене.
Полночь. Вий. А в Камерном театре был аншлаг! Даже откидные сиденья были полностью заняты людьми. Я впервые такое видела.
С самого начала происходящее на сцене погружает зрителя в мир украинской глубинки. Узнаваема украинская речь, когда слышим разговор мужчин. Разворачивается действие с трех заблудившихся бурсаков, ищущих кров, в надежде они забредают на одинокий хутор.
Сгорбленная, не совсем гостеприимная бабушка разрешает странствующим переночевать… В последующем она оказалась ведьмой.
Художественное оформление спектакля… Очень крутой свет обеспечивает постепенную смену дня и ночи и расставляет смысловые акценты. Тот случай, когда спектакль о тьме, но свет в этом играет ключевую роль, гениально. Декорации достаточно просты. Ворота в центре сцены используются как часть деревенского экстерьера и фон для дневных событий, а позже, благодаря ним перед Смотрящим открывается пространство Церкви с гробом – они словно граница, разделяющая потусторонний мир с миром живых.
Очень достоверно передана славянская мифология. Петушиный крик, который способен отгонять бесовскую силу, именно он несколько раз спасает главного героя. Очень правильно переданы христианские ритуалы, очень правильно расставлены смыслово молитвы. Сам Вий появляется только в конце, но его присутствие ощущается на протяжении всего действия. Через страх… Вездесущий и необъятный.
Но толком определить жанр этому спектаклю не могу. Триллер — комедия? Потому что были и смешные моменты и их было много. Но это было специально. Как на качелях. Потому что, когда работать только на одной эмоции она теряет силу. Тут ты смеёшься, чтобы потом было очень страшно. Потому что, когда только страшно, становится совсем не страшно.
Я мистик и такое мне по душе. Тьма изначальна… из тьмы все родилось. Её бояться не стоит. Этот спектакль может очень сильно затронуть человека. Потому, что на сцене была настоящая магия.
Сабрина ИДИБЕКОВА, участник школы театральных блогеров
Тебе не страшно только потому, что тебя пока еще не пугали.
Гений света. Это лучший свет из всех, которые я видела. И свет — это отдельный персонаж, мои респекты световику с золотыми руками.
Тьма во тьме. Это не спектакль, это какой-то ритуал от начала и до конца и магия. Магия уже несколько в другом смысле. Это не спектакль, это течение, поток в котором оказываешься и плывешь в середине потока всегда. И этого нигде нет больше, только в этом театре.
Прошло буквально 20 минут от спектакля.
И ты превратился от страха в гавно на ногах — тебя напугали.
Полет на гробе — это очень красиво и огромное влияние оказывает мистическое
Это абсолютно не режиссерский театр. Это театр драматурга, откат назад, имеющий место на свою уникальность. И головой задаешь вопрос: а о чем ты сам? О чем ты режиссер? А режиссер там, где смыслы уже не нужны. Человек, уходит от современности намеренно, от понятия смысла и интеллектуальности, но остаётся очень востребованным. Потому что иначе работает, в другой плоскости.
Думай позитивно, стакан всегда наполовину полон, всегда. Только не думай о том, что в стакане, думай, что в стакане вода.
Дарья ЖИВЫХ, участник Школы театральных блогеров
Перед началом спектакля режиссёр Сергей Федотов рассказывает, когда театр «У Моста» был на гастролях в Германии, во время «Вия» исчезли зрители с первого ряда.
Я сижу на первом ряду и судорожно цепляюсь за фортепиано, на которое сначала обиделась, потому что оно почти не оставило мне пространства перед креслом. Теперь же, ощутив его деревянную и крепкую поддержку, думаю, что я останусь.
Поиски хутора в полумраке и стелющемся тумане радостно-жутковаты, а разговор трёх бурсаков о ночлеге даже веселит. Прыгающая и подскакивающая горбатая старуха, которую философ Хома Брут от испуга называет гарной дивчиной, держит в напряжении. А вот неожиданно возникающая сверху Панночка периодически вводит в ужас. Бледно-белая, с распростёртыми полупрозрачными руками, развевающимся шлейфом волос и дикими воплями — зрелище не для слабонервных (в этот момент я немного заволновалась за нескольких детей, которые были в зале. Но после следующих сцен послышался детский смех).
Чередование смешного и ужасного, шутливого и страшного разбавляет напряжение, ожидание страха постепенно отпускает и даёт возможность рассмотреть подробности. Полка с яблоками, косичка сушеного лука на стене, крынки — детали предметного мира Малороссии слегка намечены. Основной декорацией становятся деревянные двери, раскрывающиеся с жутковатым сипом, и дощатая стена, которая разделяет мир на тут и там. Мы — тут, где несравненная Параська не говорит, что нельзя пощупать ткань её рубашки; где пан Явтух чувствует запах горилки даже во сне, одним прищёлкиванием по лысой голове он сбивает с ног лысого Дороша и засыпает под колыбельную Прасковьи. А Панночка — там, где темнеют очертания церкви и мрачно поблескивают образа.
Граница миров закрывается под хриплое пение петуха, и стена вновь возвращается на своё место. С каждым днём в философе Хоме остается всё меньше земной силы, нечисть постепенно проникает в него, замораживая изнутри. И вот уже его не радует даже славная Параська, на которой он уже от страха собрался жениться. Вот оно гоголевское отношение к браку и женщине! Баба или глупая, или ведьма. Женитьба— это уж самое последнее дело для мужчины… (о чём в прошлый свой приезд в Челябинск уже поведал театр «У Моста», тем интереснее было узнать в «Вие» Яичницу и Подколёсина)
— А можно ли ведьму узнать по особым приметам?
— У всякой бабы повыше попки есть маленький хвостик.
У ведьмы-то он подлиннее.
Женские образы в спектакле хороши. Параська — остроумная, смелая, открытая. Панночка — «якой страшной красоты», белизны и бледности, от которой у Хомы лицо «смерзавило». Даже «панского помёту ведьма» остаётся ведьмой. Этот говор, разгульный и сильный характер казаков, собирающихся вечерять с самого утра, создает колорит гоголевского мира, яркого, таинственного и мистического. Мир, в котором женщине отведено странное место. Но в котором она, безусловно, тайна, неземное, нездешнее существо (мистическая Панночка, глупая Параська или бедная мать Остапа и Андрия).
Хома, очертивший круг возле столба, словно распятый Иисус Христос, заранее понимавший, что станет жертвою. Вся нечистая сила, призванная Панночкой, набрасывается на него и всё исчезает.
Спектакль не мучает зрителя разгадыванием символов, не задаёт загадок, не проваливает его в тёмное дно разных символов. Он воздействует на все органы чувств: слышишь вкусную речь героев, чувствуешь запахи пампушек и сочного зелёного лука, ощущаешь ледяное прикосновение Панночки. «Вий» приглашает смотреть и наслаждаться игрою актёров, смеяться там, где смешно, бояться там, где страшно. И снова отправляться в театр.
Юлия БИРЮКОВА, участник Школы театральных блогеров
Такая страшная, сверкающая красота!
Главный мистификатор всея театрального мира Сергей Федотов на этот раз угощал Челябинск спектаклем «Вий». Спектакль- легенда, спектакль -перерожденец, спектакль как никогда подходящий именно в этот день, пятницу, 13-го!
Начало. На сцене кромешная тьма… И сразу вспоминается: «Тиха украинская ночь», но сало нужно перепрятать!)
Появляются три путника/ да что я вам рассказываю, сюжет и так все знают.
И снова- мастерский ход. Не углубляться в гущу украинского языка, а сделать подачу понятной, и в тоже время колоритной, акцентированной, чтобы слушалось!
Все было в полумраке, и ещё больше добавляло таинственности. Эхо от голосов — жутковато, но пока терпимо/ я-то знаю, чего можно ожидать от Сергея Павловича!)/
Пока Хома носил на своих плечах ведьму, а впоследствии бил ее поленом
/Эффект на сцене в полете просто нереально настоящий! Я аж сама зажмурилась./, не успела моргнуть, ан вот уже и жуть. Неожиданные вскрики и появления то Панночки, то Параски, то Панночки, то Параски…
И — вот на сцене уже удалая попойка с горилкой. И смех, и грех! Гуляй, душа)
Чубы летают, горилка льется рекой, шутки- прибаутки, зал аплодирует, зрители в восторге, волоски на руках привстали в боевую готовность…Но нет ещё ж даже завязки… А как все добре!
Мне жаль было Хому. Три ночи читать молитвы в запертом доме, где гроб с покойником, да ещё после такого…
Душа в пятки уходила, как приподнималась Панночка из гроба. Это было очень реалистично! В духе Федотова, в духе Театра «У Моста»! Сидела на приставном месте и все боялась свалиться в проход, вот ей-Богу! Истинный крест!
Она к нему ломится в круг, а он читает, и запах ладана, и свечи! Полнейший восторг от происходящего на сцене! Страшно до кирпичей/простите/, но сам то ждешь- ещё, ещё!
Бедный Хома на второй день был в диком ступоре и прострации, никого не узнавал, никого не видел, пока его не отморозили, он весь поседел. Ещё бы! Там в пору на Кащенко поехать/ пермяки, привет вам)/
Кульминация, третий день. Хома ни в какую не хочет идти читать, ибо чувствует, что будет полный 3,14… Но сотник неумолим.
Придя в церковь, философ снова очертил круг и начал читать молитвы. Вдруг в тишине железная крышка гроба с треском лопнула. Умершая поднялась и начала читать заклинания. «Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы», двери сорвались с петель, и в церковь влетела «несметная сила чудовищ…»
Упыри да вурдалаки, сотоварищи его… И все это- на сцене…. Панночка качается в гробу, как на качелях, читая заклинания, свечи попадали, жуткий грохот приближающихся шагов Вия, крики: «Я не вижу его!!!»- шик, блеск, красота!
Хома неистово крестится, уже очертил круг, но его окружила нечисть…
Вий громогласно: «Поднимите мне веки!» И Хома становится для него видимым.
Испусти, бедняга, дух, при взгляде на Вия.
Раздался второй петушиный крик – первый нечисть прослушала. Духи бросились убегать, но не смогли выбраться. «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами», обросла лесом и сорняками, «и никто не найдет теперь к ней дороги».
Это было на первом, восьмичасовом показе. Второй показ был в полночь. Я пожалела свои нервы и пошла на 20.00. Но после того, как 7 км прошла пешком до дома, придя в комнату, разобрала трофеи с похода в театр, накатила соточку за здоровье Сергей Палыча. Восторг от спектакля, прям писчу! Ликолепно!
Браво, Мастер! Браво, Театр «У Моста»!
Сегодня МакДонах. Мысленно себя готовлю, часть вторая)
Ирина КУСАКИНА, участник Школы театральных блогеров
День: 4. Вечер, пятница 13.
Воздух сырой и холодный. Тучи сгустились над театром. Вокруг витает что- то таинственное.
А это неспроста, ведь сегодня в Камерном давали легендарную мистическую постановку «Вий», по одноимённой повести Н. Гоголя.
Привез её на «Камерату» пермский театр «У Моста», под руководством главного режиссера Сергея Федотова.
В театре царит аншлаг. Зрители с нетерпением ожидают начало самого мистического спектакля.
Сердце стучит взволнованно: ВИЙ…ВИЙ… ВИЙ..
Третий звонок… зрители затихли, кромешная тьма…
Отче наш, Иже еси на небесе́х!
Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое, да будет воля Твоя…..
С молитвы начитается постановка, ей же и заканчивается, потому как, ей Богу….. хочется перекреститься.
Ведь чертовщины там более чем достаточно.
История гоголевского «Вия» всем известна и не нуждается в пересказе.
Тут другое дело, КАК!…..всё это сыграно. Какой колорит, какие костюмы, говор, бесподобная актёрская игра просто затягивает и зовёт за собой. Так и хочется сесть рядом с казаками, замахнуть горилки и затянуть:
«Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом не приходится тужить»….
Зритель слился с действием на сцене, он стал одним целым.
Зал то смеялся во весь голос, то внезапно мог ощутить пробирающийся под шкуру ужас. Волосы на голове становились дыбом. Господи прости……
Звуковые, световые, дымовые эффекты, лишь усиливали погружение в это гипнотическое действие.
Декорации настолько реалистичны и мобильны… ГРОБО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЕТАЛ… (перекрестилась)
Страшно…, очень страшно…, местами было страшно смешно, но под впечатлением от увиденного я буду ещё долго .
Сергей Павлович, вы просто МАСТЕР, браво Вам и вашим актёрам!!!!
Однозначно рекомендую, даже настаиваю, на просмотре этой постановки!!
P.S. Дай Бог сегодня уснуть
Ольга ВОЛКОВА, участник Школы театральных блогеров
Вот что крест животворящий делает!
Я честно долго ломалась идти или не идти на такой зловещий спектакль. Все-таки детский страх перед гоголевским произведением не утих даже с годами. Помнится, в 6 лет я осмотрела одноименный фильм и долго об этом сожалела. Но вспомнив совет Элеоноры Рузвельт о том, что каждый день нужно смотреть в лицо тому, чего боишься, пошла. Смотреть и бояться.
Мистическое вышло дело. Заняла свободное место в девятом ряду, и оказалась рядом с дамой, которая работает в моей бывшей должности на прежнем месте работы, с которого я уволилась 10 лет назад. Случайность или совпадение?
Спектакль начался в зловещей темноте. Как не вспомнить известное изречение: «Темна украинская ночь». Я опять проверила, видно ли табличку «Выход». Сумрак ночи развеивается веселыми разговорами и шутками. Три уставших путника просятся на ночлег к старухе- ведьме. И вот начинается жуть. Внезапно и пронзительно громко заносилась старуха- ведьма по сцене, оседлала парня и полетели. Темнота, крики, дым по сцене – и нет уже старухи, а перед испуганным казаком панночка. Шок у всего зала! Так все правдоподобно сыграно, что забываешь, что это театр. Я весь спектакль напоминала себе о том, что ведьма – это просто актриса, чтобы не вцепиться в соседку справа.
А потом снова шутки и непринужденное веселье станичной жизни, душевное и доброе, проникнутое человеческой теплотой и заботой. Сцены казацкого быта удались. И собаки выли на заднем плане, и петухи кричали, и кузнечики стрекотали. Трудно было поверить, что это театр. Даже запах огурцов доносился до моего девятого ряда. Казалось, что гоголевский роман распахнул свои страницы и ожил в эту пятницу тринадцатого.
Но ночь неминуемо наступала. Казак зажигал свечи в темной церкви, посреди которой был подвешен гроб. И запах горящей свечи проносился между рядами. Молитвы, в которые несчастный не верит, становятся единственным спасительным средством. И молятся все, чтобы эта ведьма не начала ходить по залу. Прямо чувствуешь, как в тебя проникает божья вера.
И вот они заветные петухи и, слава Всевышнему, утро! И снова шутки и веселье. Осталось еще две ночи пережить.
Говорят, сложнее всего писать об актерской игре. И правда, шикарно играли, великолепно! И как еще восторг выразить на могучем русском языке?! Но я попробую. Ведьма была бесподобная. Эта бледная кожа, вялость рук, неживая плавность движений, не моргающий взгляд, повергающий в оцепенение. Она появлялась и исчезала внезапно, иногда так внезапно, что для спектакля нужно вводить ограничение по здоровью: «Со слабыми нервами и сердцем не смотреть». И самое главное, она играла искренне. В каждом ее нечеловеческом движении чувствовалась безраздельная приверженность злу. Режиссеру удалось ухватить это таинственно манящее очарование демона. Его целостность и утонченность, идеальность формы и безграничность содержания.
Образ заблудшего путника оказался более емким и глубоким. Казак, не верующий в бога, обретает истинную веру как спасение и находит свое предназначение в мире.
Хотя в бога в тот вечер поверили все! Браво!
Огромное спасибо Камерному театру за приглашение!
Светлана МАТВЕЕВА, участник Школы театральных блогеров