На «Камерате-2023» покажут спектакли Коляды, Янковского и Букаева

Сегодня, 10 октября, в Челябинске открывается XVI Международный фестиваль-конкурс драматических театров «Камерата». В программе — спектакли из Петербурга, Екатеринбурга, Норильска, Омска, Перми, Татарстана и Казахстана.

На фото — сцена из спектакля «Тарас Бульба» © Глеб Махнев

«Камерата» проводится раз в два года, и в этом году фестивалю исполняется 30 лет. В этом году лозунгом смотра стали «Легенды и открытия», и откроется он одной из «легенд» — спектаклем Вячеслава Кокорина и Екатеринбургского ТЮЗа «Каштанка», поставленным в 2001 году и отмеченным специальной премией жюри драматического театра и театра кукол на «Золотой Маске — 2003».

В первый день зрители «Камераты» увидят ещё два екатеринбургских спектакля. Первый — «Над пропастью во ржи» Сэлинджера в инсценировке Ирины Васьковской поставил Дмитрий Зимин в Камерном театре Объединённого музея писателей Урала. А «Коляда-театр» представит, вероятно, главный свой хит последних сезонов — спектакль Николая Коляды «Тарас Бульба» на основе одноимённой повести и других текстов Гоголя о противоестественной войне.

Два спектакля приедут на «Камерату» из Татарстана. Буинский театр представит на фестивале постановку Тимура Кулова «Дервиш» — моноспектакль Раиля Садриева, основанный на его собственном тексте по мотивам биографии татарского богослова Нургали Хасанова, буинского имама рубежа 19-20 веков. А Казанский ТЮЗ покажет «фокус в одном действии» — постановку Радиона Букаева «Счастливая Шарлотта», моноспектакль Елены Калагановой. Это сочинённый драматургом Ириной Васьковской «сиквел» чеховской пьесы — история о том, что произошло с гувернанткой Шарлоттой Ивановной после продажи вишнёвого сада.

На фото — сцена из спектакля «Счастливая Шарлотта» © kazan-tuz.ru

Два спектакля Сергея Федотова покажет на смотре пермский театр «У Моста» — «Вия» по повести Гоголя и «Калеку с Инишмана» по пьесе МакДонаха. Также сюжеты МакДонаха лежат в основе спектакля «Родерик», режиссёрской работы художника Алексея Вотякова в Магнитогорском драматическом театре. А Пермский край будет представлен ещё одной работой — документальным спектаклем «Куб», поставленным Дмитрием Огородниковым в Камерном драматическом театре «Доминанта» (город Губаха) и номинировавшимся на «Золотую Маску — 2023».

Две постановки в фестивальной афише объединяет материал: обе основаны на мотивах романов Достоевского. Однако «Бесы», поставленные Никитой Золиным (он же играет Ставрогина) в театре «Наш дом» из города Озёрска Челябинской области, — это «рефлексия» в современном антураже с гаджетами. А питерский театр «АСБ» и режиссёр Алексей Янковский обращаются к тексту Достоевского опосредованно: спектакль «Бес-Сон-Ницца» основан на пьесе Клима — монологе Тоцкого (его играет Александр Кошкидько), переосмысливающего свою жизнь после смерти Настасьи Филипповны в больнице для умалишённых.

На фото — сцена из спектакля «Бесы» © Владимир Оськин

Драматургия рубежа веков будет представлена на «Камерате» спектаклем Тимура Файрузова и Норильского Заполярного театра драмы имени Маяковского «Док.Тор» по пьесе Елены Исаевой и постановкой хозяев смотра, Челябинского Камерного театра, «Под одной крышей» — спектаклем Виктории Мещаниновой по пьесе Людмилы Разумовской, которым и закроется фестиваль. Кроме того, к тому же времени (1980-е — 2000-е) относится текст итальянского драматурга Алессандро Барикко «Смит и Вессон», который в Омском театре драмы поставил Георгий Цхвирава. Пьесу о «самоубийцах, смельчаках и неудачниках» для спектакля перевёл исполнитель роли Смита Олег Теплоухов.

А зарубежные участники, Областной русский драматический театр из Казахстана (город Костанай), покажет свою интерпретацию чеховской прозы. Режиссёр Евгения Тикиджи-Хамбурьян объединила в спектакле «Руки у нас холодные» рассказы «Володя» и «Враги», дополнив их фрагментами ещё трёх коротких текстов: «Верочка», «Встреча весны» и «Событие».

В жюри «Камераты-2023» — театральные критики Евгения Тропп, Татьяна Тихоновец, Владимир Спешков и Екатерина Морозова (председатель). Смотр продлится до 15 октября.

Оригинал читайте на сайте Театръ.

Автор: Елена Алдашева