1-й день Камераты: отзывы на спектакль «Каштанка»

Всегда очень радостно, когда появляется возможность расширить свой зрительский опыт. Вдвойне радостно, когда этот опыт оказывается успешным и доставляет удовольствие. Сегодня таковой я обрела на спектакле «Каштанка» Театра юного зрителя | ТЮЗ Екатеринбург. Именно им, на сцене учебного театра Челябинского государственного института культуры, открылся фестиваль Камерата — 2023. Спектакль имеет множество наград, среди которых Премия «Золотая маска», Гран-при на нескольких фестивалях, в том числе и на одной из предыдущих «Камерат». И пропустить его было бы непростительной ошибкой.

Это нарративная история, где двое основных рассказчиков ведут повествование и одновременно дополняют музыкальное оформление спектакля своим живым исполнением на скрипке и гармони. Спектакль вообще имеет активное музыкальное наполнение живыми инструментами.

Лаконичное оформление сцены, условные декорации, способные перевоплощаться благодаря двусторонним одеялам, позволили очень быстро перемещаться между локациями — с заснеженной улицы в дом незнакомца, из дома незнакомца в цирк, из цирка обратно на улицу. Это не отвлекает зрителя от самой истории и позволяет избежать затянутости. Зато много внимания уделено деталям в реализации героев.

Образ самой Каштанки визуально похож на собаку — два хвостика будто уши, платье и шубка в коричневых тонах и черные ботинки. Актриса Наталия Кузнецова, на мой взгляд, очень точно передает образ своей героини. Она постоянно притопывает, временами отплясывая чечётку, от чего возникает ощущение танца, но при этом дает четкое понимание непоседливости ее персонажа. А трепетное отношение к создаваемому образу передается зрителю настолько, что сын, делясь впечатлениями от увиденного, называл ее ласково — Каштаночка.

Что же касается других животных, то их визуальное воплощение менее выражено с помощью костюмов. Зато пластика, мимика, каждое движение актеров дает четкое, без сомнений, понимание, кто перед нами. Кроме того, внимание уделено и деталям, читающимся между строк.

Так, кот Фёдор Тимофеевич впервые предстаёт перед зрителем с примусом в руках. И хоть в его образе нет никаких животных деталей, отсылка к булгаковскому Бегемоту сразу обозначает его кошачье происхождение. В роли Александра Викулина почти отсутствует текст, но шипения, взъерошенность, пластическая реализация роли говорит всё красноречивее любых слов.

Отдельное восхищение вызвал у меня гусь Иван Иваныч. Образ его имеет акцентные детали в виде белого жабо и красных носков. В одном из моментов он появляется с кофром для скрипки в руках, и наряду с обилием живых музыкальных инструментов невольно думаешь, что сейчас он достанет именно скрипку. Но неожиданно он извлекает несуразно длинные красные ботинки, видимо парадные, раз хранятся в такой основательной упаковке. Это настолько простое, и одновременно вызвавшее смех решение, очень попало в меня. Казалось бы пустяк, маленькая деталь. Но в этом спектакле все детали имеют значение. Касательно же игры Даниила Андреева стоит отметить точную передачу повадок персонажа, голоса, характера, и особенно впечатлила меня пластическая работа актера.

Не менее яркий образ получился и у свинки Хавроньи Ивановны. Елена Стражникова исполняла свою роль с полным погружением. Вообще, создавалось ощущение, что она, да и все артисты, особенно играющие роли животных, наслаждаются своей работой, искренне дурачатся, радуются и проживают своих персонажей.

Больше всего же меня порадовало сочетание сценографии, современных приемов режиссуры, отсылка в другие творения Антона Павловича с классической историей. Атмосфера постановки абсолютно гармонировала с моим восприятием рассказа Чехова. А замечая некоторую тенденцию последнего времени переворачивать оригинальное произведение с ног на голову, не могу не отметить и не поблагодарить режиссёра Вячеслава Кокорина за сохранение сюжетной линии и смыслов, заложенных в изначальной истории.

Постановка отличается эмоциональной динамикой. С самого начала она включает и погружает в себя, постоянно заставляя зрителей смеяться над оценками и деталями. А к финалу, не меняя темпоритма и реакций самих героев на событие — смерть Ивана Иваныча — буквально сбрасывая в активное сопереживание происходящему. Первые сцены я еще пыталась сдержаться, а потом просто махнула рукой и позволила этой боли проживания вылиться из меня.

Подводя итог всему вышесказанному, это простой понятный душевный спектакль, приятный и доступный для понимания любой возрастной аудитории. В нем нет пустых фишек ради фишек, а все детали раскрывают новые грани основной линии. Он дает хорошую пищу для размышлений после просмотра. А ведь это так важно — искать после спектакля ответы на вопросы, вопросы, возникшие к самому себе.

Оксана МАЗУР, участница Школы театральных блогеров при Камерном театре

 

В этот раз открывают фестиваль театры Екатеринбурга.

Первым стал легендарный спектакль — «Каштанка» по одноименному рассказу А.П.Чехова. Спектакль екатеринбургского ТЮЗа имеет множество наград, среди которых премия «Золотая маска», Гран-при на нескольких фестивалях, в том числе гран-при одного из первых фестивалей «Камерата». Спектакль на сцене уже 20 лет.
Пересказывать сюжет смысла нет – он общеизвестен.
Играть животных всегда непросто, но в этот раз актерам это удалось. Особенно порадовали исполнительница роли Каштанки Наталья Кузнецова и в  роли гуся Ивана Ивановича актер Даниил Андреев.
Спектакль можно рекомендовать для школьников младших и средних классов

Александр ПРОДЧЕНКО, участник Школы театральных блогеров

 

«Каштанка» глазами ребенка

Мне спектакль «Каштанка» понравился. Мне было интересно и смешно. Понравился гусь Иван Иванович и собачка Каштанка.

Самым смешным мне показался эпизод, когда Каштанка не хотела, чтобы новый хозяин играл на трубе и кричала на него. Хозяин проявил терпение, хоть Каштанка сначала отказывалась петь, залезла под стол и кидала в него тапки. Каштанка умная, преданная, добрая. Желаю спектаклю ещё много лет радовать зрителей.

Илья, 11 лет, ученик школы №147 , 5 Б.

 

Супротив человека ты все равно что плотник супротив столяра

Моя Камерата началась со спектакля- легенды екатеринбургского ТЮЗа «Каштанка». Команда под руководством Вячеслава Кокорина достойна открыла первый день фестиваля.

Многие, если не сказать, что все, знают историю собачки, чья помесь таксы с дворняжкой покорила в свое время детские сердца не хуже Лэсси или Бетховена. Поэтому сюжет пересказывать — не здесь и не сейчас.

Хочется отметить особо, что оригинальный текст был сохранен вместе с диалогами и всеми «фисечками» Чехова, за что респект режиссёру, ибо публика была разноплановая, от мала до велика.

Очень тонко были переданы характеры персонажей. Я не видела актеров на сцене, я видела чеховских Каштанку, Хавронью Ивановну, Иван Иваныча, Федора Тимофеевича… Приплясывающая походка Каштанки показывала собачий характер, ее «породистость», своеобразную стать. Она была то милой, и забавной, то тоскливой, то немного злобной, то испуганной. Но везде была именно та, чеховская Каштанка. Ее сны, где псина вспоминала свою прошлую жизнь, которые уносили ее в то время с запахом стружки и лака, были по- человечески тоскливы. В этом была и игра актрисы, и музыкальное сопровождение, и какая- то особенная аура спектакля. Весь зал словно бы накрыло тонкой вуалью с запахом детства…А вы знаете, как пахнут кутята? Именно этот аромат витал в воздухе…

Костюмы актеров так же отображали ту эпоху и то время. Безо всякой современности и режиссерских версий.

Спектакль на 200 процентов музыкальный. Тетка поет/ поет, на минуточку, а не воет!/, гусь- обнимусь гогочет/ очень натурально!/, свинья танцует/ грациозно!/, кот басит, шипит и фыркает…

Когда видишь эту картину, ты сам перевоплощаешься в ребенка, а вот уже всё это, что происходит на сцене — прообраз твоей взрослой жизни, где свои хозяева и свои заказчики.

И вот уже присматриваешься — а декорации напоминают покосившийся нос корабля, где стулья — это борта, сзади корма, а куда плывет этот корабль? В сытую жизнь с работой в цирке или же к знакомому запаху стружек и вкусу клейстера во рту, фокусам с кусочком мяса на нитке да пинками под дых?

«Сходи на детский спектакль», — говорили они…. «Будет легко и светло», — говорили они…

Кадры — фокусы по 25 летят перед глазами, а на сцене плачет скрипка и заходится то ли смехом, то ли воем от страха и тоски Каштанка…

И тут вам не булгаковский Шарик, вконец оборзевший Клим Чугункин со стажем… Это даже не собака… Это маленький человек, которому, как мне кажется, нет места, но одновременно его любят везде, любят по-своему.

И снится Каштанке через некоторое время уже не сам Лука Александрович, а некие образы, обрывки, силуэты, а это не о собачьей памяти сейчас… Просто к хорошему быстро привыкаешь, и не важно, кто ты.

А как умирал гусь! Двумя смертями… По-человечески умирал, с надрывом и одновременным тихим выдохом, как душой шепнул и ушел….Браво!

Каштанка возвращается туда, где все было свое, родное, которое уже впитано с потом, кровью и молоком матери…

И это все у неё никогда не отнять.

«Я вспомнил вас,и все былое

В ожившем/зачеркнуто/ собачьем сердце ожило»….

Динамичный, не затянутый, с приятным юморком, совсем не детский спектакль. Добрый, с лёгкой грустинкой. Печаль моя светла – наверное, его можно так охарактеризовать…

Ирина КУСАКИНА, участник школы театральных блогеров.

 

Сегодня, 10 октября, XVI Международный театральный фестиваль-конкурс «Камерата-2023» начался спектаклем «Каштанка» Екатеринбургского ТЮЗа. Этот спектакль идёт уже более 20 лет. И это его лучшая реклама.

Я видела «Каштанку» в Челябинском кукольном театре весной и невольно сравнивала эти два спектакля. «Каштанка» Екатеринбургского ТЮЗа динамичней, веселей, комичней версии кукольного театра. Почему? Очень просто, другие акценты.

В «Каштанке» ТЮЗа больше времени уделено репетициям удивительных дрессированных актёров и эмоциям Каштанки. В кукольном театре — визуализации событий описанных в рассказе. Но мне интереснее наблюдать за эмоциями героев, чем за порядком происходящих событий. А Каштанка в спектакле Екатеринбургского ТЮЗа показывает и свой строптивый характер, и свои таланты, и свою тоску.

Все актёры играли великолепно. При этом гусь Иван Иванович был просто бесподобен. На невероятное перевоплощение актёра детская аудитория среагировала мгновенно смехом и аплодисментами. Гусь несколько раз репетировал смерть и всегда зал был в восторге. Даже Каштанка поверила, когда впервые увидела репетицию и задала гусю трёпку за театральный обман под бурные эмоции зала. Тем сильнее была сцена реальной смерти гуся, смерть быстрая, без пафоса, щемящая сердце.

На эмоциональном контрасте построен этот спектакль. Смешные сцены сменяются грустными. В спектакле не было мальчика Федюшки, только его голос в воспоминаниях Каштанки и в реальности во время представления в цирке. Звонкий голос мальчика и голос с хрипотцой столяра не давали Каштанке спать, томили её сердце. Всем своим существом она рвалась обратно. Даже воспоминания об ужасных «играх» Федюшки для Каштанки наполнены светлой грустью и тоской.

В этом спектакле Каштанка не выбирает, с каким хозяином остаться. Ей не нужно выбирать, всё однозначно, её хозяин — это столяр. Она возвращается к Жоржу только, чтобы выразить свою благодарность. И меня как зрителя не удивил выбор Каштанки. В кукольном театре этот выбор казался неочевидным, даже странным. А в спектакле ТЮЗа возвращение Каштанки к столяру — это логичный и несомненно верный поступок. Говорят, что родителей не выбирают. В случае с Каштанкой: не выбирают хозяев. Они просто есть. И те кошмары, которые мучили Каштанку в сытой жизни у Жоржа, закончились. Закончился длинный, перепутанный, тяжелый сон.

Спектакль идёт всего 1 час, он светлый, добрый, хоть и со смешанным чувством тоски. Однозначно рекомендую его посмотреть.

Светлана ГОРМИЛОВА, участник школы театральных блогеров