1-й день Камераты: отзывы на спектакль «Тарас Бульба»

Вечером состоялось торжественное открытие фестиваля, гостям презентовали главную награду фестиваля, которую получат отличившиеся. «У «Камераты» наконец появился свой символ – ангел с музыкальным инструментом, который воспевает любовь к театру. Муза Камерного театра. Душа Театра и «Камераты».

Затем свою работу представила еще одна театральная труппа Екатеринбурга – «Коляда-театр». Зрители увидели сценическую версию «Тараса Бульбы» в переложении создателя театра Николая Коляды.

Спектакль поставлен совершенно в «стиле Коляды». Он на две трети состоит из музыкально-танцевальных номеров, впрочем, несколько однообразных и странноватых по стилю. Так местами явно слышались азиатские мотивы – что-то в стиле группы «Чингисхан», а местами напоминало еврейские «семь-сорок».

Краткое содержание двух часов первого действия: казакам надоело плясать и пьянствовать, потянуло на подвиги, и они поехали на войну… Второе действие более содержательно, впрочем, спойлерить не будем…

Главное впечатление от спектакля – невероятная энергетика, исходившая со сцены.

В целом спектакль понравился, могу рекомендовать к просмотру.

Александр ПРОДЧЕНКО, участник Школы театральных блогеров

 

Шаровары шириною в Чёрное море.

Ну, и наконец, основное блюдо нашего сегодняшнего вечера, так называемое блюдо дня — «Тарас Бульба». А привез эту вкуснятину Николай Коляда. И да, это вновь Екатеринбург.
Кто не был вживую на спектаклях Николая Владимировича, может с неким недоумением смотреть на происходящее. А по мне так очень своеобразно, в своей манере, в именно своём, узнаваемом стиле, колорите и подаче материала так любИм этот театр.

Провокационная пьеса на сегодняшний момент. Но!
Бешеная энергетика актеров просто сносила первые ряды. И все это скрашивалось переходами в лирическую, женскую тему.
Костюмы, декорации и хореография- вот что поражает первые минуты. Твой мозг уже танцует вместе с актерами на сцене, подпевая в голове — поплыла кукуха, пусть земля ей пухом… И ведь действительно могёт Николай Владимирович пощекотать зрителя!
Тут и зычное иэээээээх, и бульба- бульба-бульба с черпаками, а уж про шаровары вообще промолчу- ощущение, будто они танцевали отдельно!
-А как по латыни будет горелка?
-А нет такого слова в латыни
-Ну, и пошла она тогда в жопу, та латынь!
И — по новой! Гей, гей,гей!!! Танцуют все!
Но, делу время- потехе час … Не может Тарас без Сечи… Вот и сынов своих туда подбивает, и войско отправить хочет. Бабы — воють. Опять мужики из дома бегуть…
Не становитесь вы гречкосеями и бабалюбами, казак не на то, чтобы возиться с бабами…
«Коли человек влюбится, он все равно что подошва, которую возьми размочи в воде, согни и она согнется.»
Но не удалось избежать этого Андрию. Очень лирическая тема его и Панночки. Красивая, женственная, с характером женщина влюбляет в себя героя. Потеряли пацана, больше не наберёт ../ не удержалась, простите)/ Первый акт просто разгул души и тела — веселуха в полном разгаре. У каждого казака — свой характер, своя пластика, да и все актеры- абсолютно разные типажи, но какова единая картина! Нескончаемый шабаш, пир во время чумы!)
Остап более пластичен, но эта пластика не прыжка пантеры, а резвой удали и четкости рисунка, попадания в такт. Как пуля.
Андрий — спокойный, лиричный, мягкий, мамин сын. / не путать с сынком!/
А как по-женски красив монолог матери!
Ох, чувствую, у всех мам в зале глаза набухли, засвербило, затосковало…
После антракта — путешествуем в Запорожскую сечь. А что там?
Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло еще в руки торгашей и шинкарей. Гульба по новой! Гуляй, рванина! Гуляй, мужик, пропивай, что есть! И вновь это все с удалью, песнями да плясками. А какие были проводы! /Можно мне эти треки отдельным файлом куда- нибудь?/)
Да, песня про Николая и икона Николая чудотворца на сцене- ох, не спроста …)
Паноптикум под балалайку — напевно, красиво, феерично!
А тем временем, под шумок, Андрий перешёл на сторону шляхтичей. И ни тем удивлен был Тарас, что сын выбрал себе другую Отчизну, а тем, что он назвал своей Отчизной женщину.
Крепко задумался Бульба . Вспомнил он , что велика власть слабой женщины, что многих сильных погубила она.
«Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты.»
После всего этого начинается полный трэш и Мордор. А ещё музыка такая проникающая, надрывная, что хоть волком вой. И вроде — да как так-то?
И в тоже время — и правильно, чтобы другим не повадно было.
…Я тебя породил, я тебя и убью…
Но второго то, со вторым то… Вези, жид, вези как знаешь, как умеешь, как можешь! Только вези!
— Батько! Где ты? Слышишь ли ты всё это?
— Слышу!
Я уже смутно помню последние минуты спектакля, всё как в тумане, всхлипы со всех сторон, музыка нутро рвёт, казаки стулья на сцене в пирамиду — стену ставят… Игра со светом … Полная картина всего. Действительно полная. И цитаты оригинального текста.
Браво, Маэстро! Масштабное действо, перформанс более чем удался!

После такого блюда всё грозит перееданием, но котикам можно)

Ирина КУСАКИНА, участник школы театральных блогеров

 

Необыкновенное явление силы театра

По-колядовски колдовски, весело, ярко и буйно разворачивается история в спектакле «Тарас Бульба» (Коляда-театр).

Гоголевский труд, не утрачивая эпического размаха, расцветает концертом и звучит сокровенной молитвой. Составляя партитуру спектакля из точных и глубоких линий, живых образов и характеров, режиссер Николай Коляда словно сплетает разноцветные нити декораций, части бревен и стволов оружия в одну общую историю, которая касается всех людей: историю матери и сыновей, братьев и народов.

Ткань самого спектакля пестра и чудна, как украинское небо, усыпанное росписью звезд. Намеченные символы культуры казаков и образы казачества играют вместе с героями: чубы лихо заменяются шапками с помпонами, кони- табуретками, православные кресты — татуировками и печатями, а бурки — разноцветными мехами. Разгульный, весёлый характер казачества, не знающего удержу ни в чём, ярко выражен в танцах. И как все эти коленца, прыжки, повороты и переплясы выдерживают актёры — остаётся только удивляться и восхищаться. Поистине богатырская театральная сила! В то же время в этом разгуле казацкой души видится отсылка на безбашенность и бесшабашность современных людей: заломанные шапочки, ужимки, жесты и слова. В игре слов и символов чувствуется намёк на дикость нравов казаков. Образ Тараса Бульбы не идеализируется; залихватски зарифмовывается имя Тарас и повторение Буль-буль-ба говорит о снижении этого героя. Мы видим его реальным, грубым, жестким и ограниченным.

В этом всеобщем разгуле диких нравов, охватывающем казаков, присутствует что-то бесовское. Осеняя себя крестом, казаки корчатся так, словно не могут противостоять греху и соблазну. В образах Панночки и Янкеля отчетливо прослеживается чертовское начало. Радуясь признанию Андрия в любви, его отречению от отца, Панночка проявляет свою сущность и зловеще хохочет.
Но во всем происходящем незримо присутствует трагичность (связанная не только с тем, что всем известна литературная основа). Как икона, находящаяся за границами сцены, в пространстве зала, так же рядом витает что-то тяжёлое и надрывное. Оно проявляется в криках героев, выстрелах музыки. И прорывается в образе матери. Как бесправное, но глубоко любящее существо, она бросается к своим сыновьям, умоляет Тараса Бульбу не торопиться в Запорожскую Сечь. Удивительно красива и пронзительна сцена ночного прощания матери с сыновьями. В этом плаче сосредоточились отголоски фольклорных образов и события современности.
В атмосфере всеобщего разноцветного веселья выделяется героиня в чёрном. Единожды ее называют бабушка. В её одежде и безмолвной поступи угадывается обобщенный образ. Скорбь, раскладывающая ангелов возле казаков; Смерть, собирающая души… Страшным свидетельством дикости и варварства всего неуёмного выглядят пригвождённые к боковым стенам белые фигурки кукол.
Странно и грустно, что в этой дикой среде, появились Остап и Андрий, изначально не захотевшие так растрачивать свою жизнь. Их трогательные взаимоотношения характеризуют братьев как чуждых этой всеобщей грубости и невежеству. Если у Гоголя подчёркивалось их различие, то в спектакле усиливается их сходство. Они оба душевны, привязаны друг к другу, одинаково любят мать и дом, природу и степь. Оба отмечены красной ленточкой на шее, оба предназначены. Андрий и Остап держатся за руки, со слезами прощаются с детством и со всем, что было. И это очень верная находка режиссёра, усиливающая общечеловеческий смысл сюжета. Как братья, так и все люди, не могут видеть радость и героизм смерти в бою, не могут согласиться с тем, что в этом заключается предназначение жизни казака (человека).
Эпически выстроена сцена встречи Андрия с Тарасом Бульбой. Конфликт между героями вырастает до общечеловеческого конфликта, общей беды. И финал превращается в молитву матери за всех сыновей. Над чернеющими в полумраке сцены мешками с людьми звучит голос, звучат слова о том, чтобы война не забирала жизнь.

Юлия БИРЮКОВА, участник школы театральных блогеров

 

«Тарас Бульба» Гоголя — всем известное произведение. Можно много размышлять по поводу двух редакций повести, но тем не менее у нее есть устойчивый шлейф ассоциаций, коннотаций и смыслов.

Спектакль Николая Коляды как же размашист, минималистичен, лиричен, ярок. Карикатурность, кич и одиночество 90х удивительно уместно ложится на внутреннее ощущение текста.

Коляда использует минимальное количество выразительные средств, но все они точно передают колорит: поленья, детские стульчики, пестрые половики, шкуры, половники. Отдельный интерес наблюдать как Коляда жонглирует наполнением этих предметов, как они одномоментно превращаются в принципиально другие вещи.

Спектакль — смесь мюзикла, бурлеска и глубокого драматизма.

Персонаж Тараса Бульбы неоднозначный, отношение к нему на протяжении спектакля меняется множество раз и это тоже повод для размышлений. Пьяница, вор, убийца и лидер, герой, самоотверженный борец за идею, готовый пожертвовать собой.

Коляда — творец театрального мяса, обнажающий нежную, уязвимую, дрожащую плоть, высвечивающий что-то внутренне, внутри актёров и персонажей. Он приручили китч, одиночество, плебейство и сумасшествие, наверное, единственно возможным образом — сделал их частью себя, перерабатывая и создавая новую, свежую, сочную почву.

Саша БЕЛЫХ, участник школы театральных блогеров

 

Челябинский камерный театр гостеприимно встречал своих зрителей. Пока гости сдавали одежду в гардероб, в холле играл музыкальный коллектив REZONANS MAKERS. Увидеть их в этот вечер было для меня приятным сюрпризом. Парни виртуозно исполняли современные и классические композиции. В антракте звучали известные мелодии, исполненные на фортепиано: танго, саундтрек из фильма «Завтрак у Тиффани» и многие другие.

До начала церемонии открытия фестиваля все желающие могли приобрести брошюру спектакля и получить автограф от Николая Коляды, а также сделать совместное фото. На столиках лежала сопутствующая продукция с логотипом Коляда-театра.

Когда все зрители расположились в зале, началась торжественная часть. Нас познакомили с организаторами фестиваля, презентовали новую стилистику главной награды и представили многоуважаемое жюри. После чего к зрителям вышел режиссёр постановки и рассказал о своём театре.

Как и полагается. в зале прозвучало три звонка и начался спектакль по одноимённому роману Николая Гоголя «Тарас Бульба». Инсценировка Николая Коляды. Драма в двух действиях.

Что я могу сказать об этом спектакле? Однозначно рекомендую к просмотру! Яркий, эмоциональный, живой… Коляда-театр перевернул мой мир. Я даже не представляла, что на столь малой сцене можно показать боевые сражения так реалистично.

Уместить ёмкое произведение в три часа театрального действия огромный труд и талант. Каждый герой узнаваем. Хочется изучать всех персонажей по отдельности. Чётко проведены драматические сюжеты. Максимально точная передача идеи произведения. Сохранены главные монологи и сюжетные линии.

Смотрела спектакль на одном дыхании. Сочувствовала и сопереживала героям. Режиссёру удалось передать заложенный в произведении смыл. Динамика сюжета, декорации, музыкальное и световое сопровождение, костюмы и хореография погружали зрителя в действие, происходящее на сцене.

Безусловно, понравились главные герои. Тарас Бульба и его сыновья удерживали моё внимание всё время. Монолог матери вышиб из меня слёзы, как и финальная сцена действия. Эта постановка заставила меня задуматься о многих вещах. Плох тот спектакль, который не вызывает эмоции. Моя личная оценка увиденному — 10/10.

При небольшом количестве декораций (стулья, рваные лоскуты ткани, пледы и меховые жилетки, брёвна) Николаю Коляде удалось показать глубину массовых сцен. Танцевальные номера гармонично вписались в сюжет. Смотреть спектакль было одно удовольствие!

Анна ШЛЮНД, участник школы театральных блогеров